Истории о цветах

   Ничто не стоит на месте. Со временем меняются культуры, цивилизации, а с ними и понятия о красоте. Цветы, поистине царский дар природы, прошли испытание изменчивой моды.  Мы неизменно восхищаемся нежной, хрупкой, мимолетной, яркой или сдержанной красотой цветов.  Еще в ветхозаветной Книге Песни Песней Соломона возлюбленные сравниваются с цветами:

 

   «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. 
Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами.»

 

   До сегодняшних дней цветы прочно занимают свое место в поэзии как яркие символы. Образ цветка, однако, можно создать не только словами. Мастерицы разных стран и народов хранили и передавали следующим поколениям искусство имитации цветов из ткани и других материалов. 

 

   В Китае, родине шелка, названия некоторых пекинских улиц до сих пор напоминают о том, что тут жили ремесленники, например, Хуашидацзе — «улица цветочного рынка». Изготовление цветов из высококачественного шелка здесь называют Цзюаньхуа. 

 

1

Работа художников Wang Meifang, Zhao Guojing (Китай)

 

   Легенда так объясняет рождение этого ремесла в Китае: у любимой наложницы танского императора Сюань Цзуна (713—756) был на виске шрам, но император не узнал об этом, ибо она закрывала его цветком, вставленным в прическу. Наступила осень, и полюбившаяся императору наложница обеспокоилась — не потеряет ли она свое положение при дворе, если император узнает об изъяне. Красавицу выручила верная служанка, которая придумывала все новые и новые фасоны цветов из ткани и бархатных нитей. Их назвали «гунхуа» и поначалу использовали во время различных дворцовых церемоний. К концу XIX века цветы появились и в прическах простолюдинок….»  Однако на свитке китайского художника Гу Кайчжи (ок. 345-406 гг.) «Наставления старшей придворной дамы» изображены знатные китаянки с украшениями в виде искусственных шелковых цветов, поэтому можно утверждать, что история этих украшений насчитывает уже более 1500 лет.

 

23

Гу Кайчжи «Наставления старшей придворной дамы»

 

   Японские женщины также использовали искусственные цветы в качестве аксессуара. Примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме, а длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы — nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы — шпильки, палочки, гребни.

 

456

Прическа Nihongami

 

   Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже сколько у нее детей.

 

789

 

   Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.

 

   Особое внимание кандзаши уделяется среди гейш: ученицы гейш носят богато украшенные шёлковыми цветами гребни, которые должны менять согласно наступающему месяцу, а гейши — только простой деревянный гребень и простую шпильку.

 

   15 ноября по всей Японии проводится праздник «Сити-го-сан» – всеобщее празднование наступления 7, 5 и 3 лет у детей. По мнению японцев, эти возрасты отражают этапы взросления детей. В этот день происходит обряд, называемый оби-токи («перемена пояса»), который символизирует взросление, девочка в этот день первый раз в жизни одевается как взрослая женщина, вступая в свой новый статус «маленькой женщины», выглядит очень нарядно, а причёска, конечно же, украшена шёлковыми цветами.

 

10

«Маленькая женщина» на празднике Cити-Го-Сан. 

 

   Цветы пользовались успехом и у египетских красавиц. Из Египта праздничные традиции и обычаи, связанные с цветами, перешли и в другие страны Средиземноморья. 

 

11

   

   В Греции наиболее распространенными декоративными растениями считались кустарниковые розы, ношение цветов с шипами за ухом требовало большого мужества, искусственные цветы значительно облегчали жизнь греческим модницам. С греческих островов обычай проник в Рим, и если в Греции венок был преимущественно мужским украшением, то в Риме и женщины наравне с мужчинами пировали возле праздничного стола с венком на голове. Венки делали из живых или надушенных искусственных цветов, которые дольше сохранялись.

 

12

«Флора». Богиня цветов. Картина Луизы Виже-Лебрён

 

   В новое время в средиземноморской культуре венок стал преимущественно украшением жениха и невесты. И мужчины, и женщины носили теперь цветы как в руках, в волосах, так и на груди. В женских монастырях средневековья с усердием изготавливали искусственные цветы для украшения статуй святых и алтарей, и в XVIII веке они нашли применение в женской одежде. Но самым подходящим местом для живых цветов считали все же женскую прическу; во второй половине XVIII века в неимоверно высоких прическах прятали бутылочку или вазочку с водой, и цветы не теряли в течение дня свежести.  В XVIII веке все — от прически до подола платья — покрывали цветами. Порой шляпы походили на крестьянский сад, ткань нарядного платья вообще не была видна из-под цветов, а букеты увеличились настолько, что их невозможно стало держать в руках. В конце XVIII века искусственные цветы начали изготавливать промышленным способом.

 

13

Кира Найтли. Кадр из фильма «Герцогиня»

 

   Поначалу их производили преимущественно в Италии, но через некоторое время это выгодное дело захватила в свои руки Франция (Париж, Лион). 

 

14

Тициан. Портрет леди. (Италия)

 

   Именно этому ремеслу со всей страстью художницы отдается Онорина, героиня одноименной работы Оноре де Бальзака, французского писателя XIX века. Вот какие слова вкладывает в уста бедной девушки Бальзак: 

 

   - «Я цветочница по ремеслу, сударь,» — отвечала она. – «Я выращиваю цветы, и я же их воспроизвожу, подобно матери-художнице,  которая  с  удовольствием пишет портреты своих детей».

 

   Нельзя обойти вниманием также яркий момент произведения, где Бальзак с любовью и восхищением описывает мастерскую Онорины, где она вдыхает жизнь в кусочки ткани: 

 

   «Вскоре  я  получил  право  входить  в  уютную мастерскую, где  она  изготовляла  цветы,  убежище,  заполненное  книгами  и безделушками, убранное, точно будуар, в котором изящество скрашивало  грубую простоту рабочих инструментов цветочницы. За эти годы графиня сумела придать поэтичность тому, что является антиподом поэзии, — ремеслу. Пожалуй, из всех работ, доступных женщинам,  выделка  искусственных  цветов  есть  именно та работа, которая дает  им  возможность  проявить  свое  очарование…  …изготовление искусственных цветов и модных украшений требует легких, проворных  движений, вкуса, изобретательности, и тут хорошенькая женщина как бы не покидает своей сферы; она остается самой собою,  она  может  болтать,  смеяться,  петь  или мечтать. В том, как графиня располагала на  длинном  еловом  столе  несметное множество цветных лепестков, составляя из  них  задуманные  ею  цветы,  было настоящее искусство. Белые фарфоровые чашечки с красками были всегда чисты и расставлены таким образом, чтобы глаз сразу мог отыскать нужный тон в  гамме цветов.  Так  художница  экономила   время.   В   хорошенькой   венецианской шифоньерке, черного дерева, инкрустированной слоновой костью, со  множеством ящичков, хранились  стальные  трафареты,  которыми  она  набивала  узоры  на листьях и лепестках. Великолепная японская ваза всегда была наполнена свежим клеем; Онорина приладила к ней крышку на шарнире, таком легком и  подвижном, что без труда откидывала ее кончиком пальца. Проволока и медные струны лежали под рукой, в ящике рабочего стола. Перед ее глазами в  бокале  венецианского стекла распускалась на стебле чашечка благоуханного цветка — живая модель, с которой  она  пыталась   соперничать.   Она   страстно   желала   достигнуть совершенства и бралась за самые трудные задачи: создавала  грозди,  веточки, тончайшие венчики и лепестки самых прихотливых оттенков. Руки ее,  легкие  и быстрые,  летали  от  стола  к  цветку,  точно  руки  виртуоза  по  клавишам фортепьяно. Ее пальцы казались феями, по выражению Перро, — столько  силы  и ловкости открывалось в их грациозных и проворных движениях при  скручивании, аппликации, надавливании, с  таким  исключительным  чутьем  каждое  движение соразмерялось с целью, которую надо было достигнуть. Я без устали  любовался тем, как искусно она лепила  цветок,  разложив  его  составные  части  перед собою, как расправляла его, сгибала стебельки и прикрепляла листья. В  своих смелых  дерзаниях  она  проявляла  настоящий   талант   художника,   она   в совершенстве воспроизводила поблекшие лепестки, пожелтевшие  листья  и  даже полевые цветы, такие бесхитростные и такие сложные в своей простоте. 

 

   - Это искусство у нас еще не развито, — говорила она  мне.  -  Если  бы парижанки, украшая голову цветами, обладали хоть долей того таланта, какой развивает у восточных женщин заточение в гареме, они бы создали богатый язык цветов. Смотрите, вчера для  самой  себя  я  смастерила  поблекшие  цветы  с листьями окраски флорентийской бронзы, — они встречаются  поздней  осенью  и ранней весной… Разве не поэтичен был бы такой  венок  на  голове  женщины, разочарованной в жизни или терзаемой тайной печалью? Сколько смысла могла бы придать женщина своим головным уборам! Разве нельзя подобрать  яркого  венка для опьяненной вакханки,  бледных  цветов  для  угрюмой  святоши,  печальных цветов для тоскующих женщин? Язык растений может выразить, как мне  кажется, все оттенки чувства, все, даже самые тонкие душевные переживания!»

 

15

Jean-Gabriel Domergue (Франция)

 

16

Edgar Degas (Франция)

 

17

Edouard Manet, портрет Эмили Амбре (оперная певица Франции) в роли Кармен

 

   В России искусственные цветы появляются в конце XVIII – начале XIX веков, их привозят вместе с парижскими туалетами и продают на золото наряду с ювелирными украшениями. 

 

18

Левицкий Дмитрий Григорьевич, портрет великой княжны Александры Павловны в детском возрасте. 1791 год

 

   С этого времени изготовление искусственных цветов становиться популярным видом рукоделия в России, чуть позже появляются специальные школы рукоделия, ремесел и изящных работ, но только в 1896 году в Санкт-Петербурге появляется первое полное «Руководство к практическому изучению производства искусственных цветов, зелени и принадлежностей для цветов» Р. Лютермана, дающее возможность всем желающим научиться этому изящному виду искусства, которое позже переиздано в 1899 году.

 

19

 

   Считается, что Лютерман был выходцем из Германии, имел проживание в Петербурге на Невском проспекте, в доме № 34, напротив Городской Думы. Здесь же находились принадлежащие ему фабрика, склад и магазин  искусственных цветов и зелени, цветов для шляп, склад и контора канцелярских принадлежностей, склад бумажных товаров. Дом Лютермана сохранился. Он находится по своему историческому адресу сбоку от Римско — католического костёла Святой Екатерины, со стороны Михайловской улицы. 

 

   К началу ХХ века в России появляется несколько сотен мастерских, занимающихся изготовлением искусственных цветов. Из Франции и Германии приезжают первые мастерицы, чтобы давать уроки изящного рукоделия в профессиональных школах и в женских учебных заведениях. 

 

   В это время набирает и достигает пика популярность общества «Мир Искусства» под эгидой Сергея Дягилева. Все дамы пристально следят за туалетами артистов на сцене и в светской жизни, кумиры тех времен задавали тон моде. Журналы пестрят фотографиями знаменитых на весь мир балерин, щеголяющих в нарядах, украшенных цветами: Анны Павловой и Матильды Кшесинской.

 

2021

Матильда Кшесинская

 

2223

Анна Павлова

 

   Большое влияние на распространение модных новинок по всей России имели также торговые каталоги различных Торговых фирм. Среди которых следует особенно отметить московский торговый дом «Мюр и Мерилиз», ежегодно издававший хорошо подготовленные иллюстрированные каталоги. Основали фирму «Мюр и Мерилиз» (современный ЦУМ)  шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр. Это был первый в России торговый центр для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов. Московский магазин «Мюр и Мерилиз» был известен по всей России: магазин бесплатно рассылал каталоги и любой житель страны мог заказать товар по почте. Вот такие премилые шляпы носили средне состоятельные дамы, одевающиеся в торговом доме «Мюр и Мерилиз»:

 

24

Каталог 1912-1913 г. 

 

   Шляпы с очаровательными цветами, конечно, завоевали и элитарные круги общества. Смотрим фотографию ниже.

 

25

Царица Александра Федоровна и ее старшая сестра Елизавета Федоровна

 

   Если прическа не позволяла носить такую шляпу на макушке, то для их крепления использовались две длинные в 20 см стальные шляпные булавки, которые служили порой дамам и орудием самозащиты. Их головки бывали настоящими произведениями прикладного искусства и для их украшения использовались опалы и аквамарины, эмали и филигрань, стразы и жемчуг. Для украшения шляп в моду вошли ветки глициний, орхидеи, розовые пионы, гортензия, хризантемы, чайные розы, маргаритки. 

 

   Но с клумбами на голове ходили, конечно, не все, вот пример шляпки не «растительной». 

 

26

Шляпа конца 1910-х, Российкая империя

 

   Журнал «Нива», весьма влиятельный и популярный, в качестве бесплатного приложения издавал модные выкройки (журнал-приложение «Парижские моды», 12 номеров в год). Издавался он c конца 1869 года по сентябрь 1918 года в издательстве А. Ф. Маркса в Петербурге. Вот такие изысканные модели могли сшить рукодельницы того времени:

 

s1s2

Август, 1913

 

s3

Ноябрь, 1913

 

   Из зарубежных знаменитых талантов сценического искусства в России самый громадный успех выпал на долю итальянской сопрано Лины Кавальери и бельгийской балерины Клео де Мерод, открытки, с изображениями которых расходились по всей России десятками тысяч. Их образы неземной красоты очень сильно повлияли на развитие моды в нашей стране. Обратите внимание на их необыкновенные наряды с искусственными цветами тончайшей работы.

 

3031

Клеопатра де Mерод, балерина

 

3233

Лина Кавальери, оперная певица

 

   А вот пример модели платья знаменитого дома Надежды Петровны Ламановой. Надежда Ламанова одинаково успешно создавала вещи для императорского двора и основы новой рабоче-крестьянской моды в советское время. Она является родоначальником российской и советской моды ХХ века. Российский синематограф и величайшие театры России должны быть благодарны именно Ламановой за создание неповторимых костюмов, которые в значительной степени помогли сделать классическими многие фильмы и спектакли. Надежда была лично приглашена Станиславским на работу в Московский Художественный театр, здесь она проработала 40 лет.

 

34

Платье от дома Ламановой

 

   Княгиня Варвара Долгорукая вспоминала: «Знаменитая московская создательница мод Надежда Петровна Ламанова обладала удивительным талантом, вкусом и стилем.  Она была русским гением элегантности. Мы ею гордились. Никто не мог сравниться с ней, безусловно, даже и среди больших французских Домов Моды».

 

   Тяжкие испытания выпали на долю нашей страны в начале и середине двадцатого века. Революция и  война отодвинули моду на задний план. Уже в послевоенное время можно говорить о возвращении нарядных цветов на шляпки и прически модниц теперь уже Советского Союза. 

 

35

Любовь Орлова, народная артистка СССР (1950)

 

36

Фаина Раневская, народная артистка СССР (1961)

 

   Сейчас цветоделие в России и в мире набирает силу и популярность. Наши знаменитые российские кутюрье продолжают традиции и создают удивительные наряды, украшенные цветами из ткани.

 

37

Коллекция «Цветок». Валентин Юдашкин. Искусственная гортензия, выполненная из шелка, бисера и кристаллов Swarovski

 

38

Платье от Валентина Юдашкина. Искусственный цветок, выполненный из органзы и шифона

 

39

Платье на корсете и фата. Валентин Юдашкин. Искусственные цветы, выполненные из органзы, шифона, стекляруса, рубки, пайеток и кристаллов Swarovski

 

4041

Вячеслав Зайцев, сезон весна-лето 2014

 

   Искусство создания цветов таит в себе неисчерпаемый простор для творчества. Каждый человек способен привнести в это ремесло что-то новое, индивидуальное. Среди наших соотечественников немало людей, заслуживших доверие и популярность, ставших настоящими мастерами цветоделия. Быть может в этом длинном списке не хватает именно Вашего имени?..